Новые требования к операторам электронного документооборота «пережили» не все

05.07.2021 Игорь Удачный

Synerdocs заявил об уходе с рынка.

При этом Госдума 16 июня приняла в окончательном чтении законопроект об электронном документообороте в автомобильных грузоперевозках (ист.). Согласно нему, переход на ЭДО в области автомобильных перевозок официально начинается с 1-го января 2022 года.

В документе основное внимание уделено требованиям к операторам информационных систем, силами которых планируется осуществлять оформление и сопровождение электронных документов, а также определено взаимодействие операторов с органами государственной власти. Наряду с этим установлены условия и сроки сохранения данных в системе, основания исключения оператора из реестра, проверка идентификации участников информационного взаимодействия и конфиденциальность, указала Елена Садчикова.

Для перевозчиков же законопроект ничего не меняет, поскольку пока не определены операторы и оформление перевозочных документов с 1-го января 2022 года предусматривается как в традиционной (бумажной) форме, так и в электронном виде, добавила эксперт.

По словам Елены Садчиковой, на данный момент еще не утверждены форматы электронных документов (транспортной накладной, сопроводительной ведомости, заказ-наряда), а также не рассмотрен вопрос использования и передачи при ЭДО товаросопроводительных документов (товарной накладной ТОРГ-1, сертификатов, доверенностей и прочих документов).

Также остаются вопросы по электронным цифровым подписям (ЭЦП), не утвержден порядок направления сведений в государственную информационную систему и перечень этих данных, не определен порядок взаимодействия между операторами информационных систем и между участниками.

При переходе на электронный документооборот для всех участников процесса потребуется необходимость выделения дополнительных ресурсов на техническое оснащение и проработку архитектурных IT-решений для интеграций с оператором и внутренними бизнес-процессами компаний, а также решение вопросов ЭЦП, отметила эксперт.

Ключевым требованием для участников цепи поставки является наличие ЭЦП. На сегодня не все крупные компании могут перейти на ЭДО из-за того, что транспортные компании и частные водители не могут воспользоваться данной услугой, рассказала директор по развитию ИТ-компании «Умная логистика» Ольга Бабаева.

По словам Елены Садчиковой, получение ЭЦП для организации и удостоверения на банковских, налоговых документах, счетах-фактуры и т.п. возможно, но неизвестно, где именно это делать. Это касается проблемы аккредитации и лицензий уполномоченным организациям. Также участникам рынка непонятно, возможно ли и как именно их применять при процессе перевозки чисто технически. В частности, возникает вопрос, каким образом, непосредственно технически водители будут ставить подписи, какими носителями, пояснила собеседница «Логируса».

– Это один из высоких рисков. Если бумажными документами пользоваться запретят, и не все грузоперевозчики смогут получить электронные подписи, то как следствие может случится повышение тарифов на перевозку, – пояснила Ольга Бабаева.

То, что транспортные средства смогут двигаться по всей территории страны без каких-либо бумажных документов на перевозимый груз, увеличит скорость оплаты услуг со стороны грузоотправителей, перевозчики же смогут быстрее получать оплату за совершенные рейсы, отметила Евгения Кизилова, директор по стратегии и цифровой трансформации ГК «CRAFTER».

– Пока форма транспортной накладной и порядок ее заполнения находятся в разработке, было бы неплохо, если все участники цепочки грузоперевозок смогут ознакомиться с новыми требованиями оформления документов до 1 января, когда изменения в законодательстве вступят в силу, – добавил спикер.

При этом требования к операторам в новом законопроекте достаточные, считают в «Умной логистике». Так, законопроект будет прозрачен и для налоговых органов, и для грузовладельцев, и для транспортных компаний.

– Все грузовладельцы ждут момента полноценного перехода на ЭДО – это решит многие проблемы, в том числе уход от налогов участников логистического рынка, – подчеркнула Ольга Бабаева.

Так, оператором может быть только юридическое лицо, зарегистрированное на территории страны и имеющее чистые активы стоимостью не менее 300 млн рублей. В его собственности должна находиться телекоммуникационная инфраструктура (совокупность информационно-телекоммуникационных сетей и технических устройств), которая будет обеспечивать круглосуточную обработку перевозочных документов. Оператору также нужно обладать и аппаратными средствами электронной подписи.

При этом в процессе работы такая организация будет обязана не только предоставлять возможность оформления цифровых документов, но и направлять их в единую государственную информационную систему.

Но для реализации проекта у оператора должен быть большой объем памяти в хранилище данных, отметила эксперт. По ее мнению, хранить данные обяжут, скорее всего, оператора. Это могут быть от одной до трех ключевых компаний, предоставляющих данные услуги.

Но государство, в первую очередь, заинтересовано в конфиденциальности такой информации, добавила Ольга Бабаева. Согласно законопроекту, оператор должен гарантировать идентификацию участников информационного взаимодействия, конфиденциальность (помимо предоставления информации государству) информации, содержащейся в электронных документах, а также хранение документов в течение как минимум 5 лет в неизменном виде без возможности в это время их удаления, обезличивания и пр. То есть данные должны быть видны только грузовладельцу, транспортной компании и налоговым органам для проверки, пояснила эксперт.

Вместе с тем некоторые компании приняли решение уйти с рынка. В частности, сервис ЭДО Synerdocs от ИТ-компании Directum уведомил своих клиентов о прекращении своей работы. Компания провела оценку предстоящих в 2021-2022 годах изменений требований от Федеральной налоговой службы (ФНС) к доверенным операторам ЭДО счетов-фактур и порядку аккредитации организаций, указывалось в письме клиентам Synerdocs.

Так, для прохождения процедуры аккредитации, нужно дополнительно получить лицензию на предоставление телекоммуникационных услуг связи, реализовать поддержку документооборота с ФНС, сдачи отчетности, поддержку машиночитаемых доверенностей, поддержку подписей удостоверяющего центра ФНС, новых формализованных документов и другие функциональные требования.

Соответствие новыми требованиям потребует больших инвестиций, посчитали в компании. Это практически остановит реализацию новых бизнес-задач клиентов в сервисе, подчеркнули в письме. В связи с этим было решено закрыть продукт Synerdocs. Сам сервис гарантированно будет работать до конца 2021 года. Срок его работы после этого срока зависит от даты вступления в силу новых требований к операторам ЭДО.

Напомним, что в марте между компаниями из России и Белоруссии впервые был реализован обмен юридически значимыми электронными документами. LR